Страны

Сирия

ИСТОРИЯ
История сирийской цивилизации восходит, как минимум, к четвертому тысячелетию до н.э. Археологами доказано, что Сирия явилась колыбелью большинства древних цивилизаций мира.
 

Древняя Сирия
Уже в 12400—2500 годах до н. э. огромная Семитская империя с центром в Эбле простиралась от Красного моря до Закавказья. Язык Эблы считается древнейшим в семье семитских языков. В библиотеке Эблы, обнаруженной в 1975, найдены более 17 тысяч глиняных табличек, посвященных промышленности, сельскому хозяйству и искусству. Среди ведущих ремесел Эблы — обработка дерева, слоновой кости, жемчуга. В Сирии эти отрасли промышленности процветают до сих пор. К прочим известным городам эпохи относятся Мари, Угарит и Дура-Европос.
Сирия за свою историю попадала под владычество ханаанитов, арамейцев, ассирийцев, вавилонян, персов, греков, армян, римлян, набатейцев, византийцев, арабов и крестоносцев, прежде чем в итоге попасть под власть Османской империи. Сирия занимает важное место в истории христианства — согласно Библии, Павел принял христианскую веру в Антиохии, где была основана первая церковь.

Исламская эра
Ислам закрепился в Сирии в 636 н. э., когда Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира. В 750 Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после чего столица Халифата переместилась в Багдад.
В середине XIII века Дамаск стал провинциальным центром Империи мамлюков. В 1400 Сирия подверглась нападению со стороны татаро-монголов. Тамерлан разгромил отряды мамлюков, разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд. В 1517 Сирия на несколько столетий попала под владычество Османской империи.

Новейшая история
Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куватли, боровшийся за независимость страны еще при Османской империи. В 1947 в Сирии начал действовать парламент. Основными политическими силами стали про-президентская Национал-социалистическая партия Сирии (в настоящий момент действует только на территории Ливана), Партия арабского социалистического возрождения и находящаяся в подполье Коммунистическая партия Сирии.
В 1948 году сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо—израильской войне начатой союзом арабских государств.
15 марта 1956 между Сирией, Египтом и Саудовской Аравией был заключен договор о коллективной безопасности против возможной израильской агрессии.
Сирийская Арабская Республика
В 1967 в ходе Шестидневной войны Голанские высоты были оккупированы Израилем. В 1973 в Войне Судного дня Сирия безуспешно попыталась вернуть их себе. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны 1973 создана буферная зона разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем 1981, но Сирия требует их возвращения.
В 1976 по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в эту страну с целью остановить гражданскую войну. Война закончилась в 1990, тогда в Ливане установилось правительство, поддерживающее дружеские отношения с Сирией. Сирийские войска покинули Ливан лишь в 2005 после убийства ливанского премьер-министра Рафика Харири. Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне 1980—1988.
После кончины 10 июня 2000 Хафеза Аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом стал его сын Башар Аль-Асад.
По некоторым сведениям, в ходе израильско-ливанской войны в 2006 Сирия поставляла оружие Хезболле. С этим, в частности, связаны по-прежнему натянутые отношения Сирии с некоторыми западными странами.
Природа

Рельеф местности. На территории Сирии, которая простирается от Средиземного моря на восток через северную часть Сирийской пустыни, выделяют пять природных районов: Приморская низменность, Западная горная цепь, Рифтовая зона, Восточная горная цепь, Плато Восточной Сирии. Страну пересекают две крупные реки – Эль-Аси (Оронт) и Евфрат. Обрабатываемые земли приурочены в основном к западным районам – приморской низменности, горам Ансария и долине р.Эль-Аси, а также к долинам Евфрата и его притоков.
 

Климат
Климат Сирии субтропический средиземноморский, во внутренних районах – континентальный, аридный. Осадков выпадает мало, и они приходятся в основном на зимний сезон. Характерна интенсивная испаряемость. Высокая влажность воздуха и выпадение значительного количества осадков характерны только для прибрежной низменности и западных склонов хребта Ансария.
Средние зимние температуры составляют 13–15° С, ниже 0° C они опускаются лишь на некотором удалении от прибрежной низменности. Иногда выпадают и твердые осадки, но снегопады обычны лишь для верхнего горного пояса хребта Ансария, где снежный покров может держаться два-три месяца. Хотя зиму считают сезоном дождей, дождливых дней бывает немного, так что и в этот период стоит ясная погода, а температура днем поднимается до 18–21° С.

Население
Этнический состав. Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни. В городах (в основном в Дамаске и Халебе) курды заняты прежде всего физическим трудом. Зажиточные курды получают доходы в первую очередь за счет владения недвижимостью. Некоторые курды достигли высоких служебных постов, но торговлей они практически не занимаются. Доля армян, второго по численности национального меньшинства, в составе населения 2–3%. Многие армяне являются потомками беженцев из Турции, прибывших в конце 19 в., но бoльшая их часть эмигрировала в 1925–1945. Армяне исповедуют христианство и сохранили свои обычаи, школы и газеты. Почти все армяне проживают в городах: в основном в Халебе (75%), где им принадлежит видное место в экономической жизни, в Дамаске (15%) и Хасеке. Самые малочисленные среди национальных меньшинств – кочевые цыгане, турки, иранцы, ассирийцы, евреи (последние сосредоточены в основном в Дамаске и Халебе).
Религия. Не менее 90% населения Сирии – мусульмане, причем 75% – сунниты, 13% – алавиты, а остальные – представители шиитов-исмаилитов и шиитских сект исмаилитов и друзов. Суннизм исповедуют арабы, курды, туркмены, турки, черкесы. Друзы сосредоточены в горном районе Эд-Друз, к юго-востоку от Дамаска. До 10% сирийцев исповедуют христианство. Наибольшим влиянием среди христиан страны пользуются православная греко-византийская и армяно-григорианская церкви.
 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство Сирии определяет сильно централизованная, строго иерархическая система, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками ПАСВ в 1963. С ноября 1970 главой государства стал генерал Хафез Асад, лидер военного крыла ПАСВ, который пришел к руководству в результате переворота, сместив гражданскую верхушку партии. Хафез Асад занимает посты президента, главнокомандующего вооруженными силами, генерального секретаря регионального руководства ПАСВ и председателя Прогрессивного национального фронта – коалиции судебных заседаниях.
 

Внешняя политика. Первое баасистское правительство (март 1963 – февраль 1966) следовало баасистским принципам неприсоединения, панарабского единства и строительства арабского варианта «социализма». В этом правительстве сохранялось своего рода равновесие между военными и гражданским крылом ПАСВ. Положение полностью изменилось в феврале 1966. Отцы-основатели Баас Мишель Афляк и Салах-ад-дин Битар были вынуждены бежать из Сирии, так как руководители переворота Салах Джадид и Хафез Асад вынесли им смертный приговор. Новый режим был нелегитимным и в целях самоутверждения предпринял ряд военных авантюр на границе с Израилем, приведших, в конечном счете, к арабо-израильской войне 5 июня 1967, в результате которой Сирия потеряла Голанские высоты. В ноябре 1970 министр обороны Хафез Асад стал абсолютным правителем Сирии.
6 октября 1973 Сирия вместе с Египтом предприняли скоординированное наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще бльшую территорию. Благодаря активному американскому посредничеству Израиль вывел войска с новых оккупированных земель, а также из города Эль-Кунейтра на Голанских высотах, что было частью сирийско-израильского соглашения, подписанного 31 мая 1974. Этим соглашением фактически определялась граница между Сирией и Израилем. Сирийское военное вторжение в Ливан как продолжение конфронтации с Израилем было предопределено. В июне 1976 Асад ввел войска в Ливан
Режим Хафеза Асада, несмотря на пацифистскую риторику, фактически был последовательным противником мирного урегулирования арабо-израильского конфликта путем переговоров, начавшихся в 1975. Асад выступил против визита президента Египта Садата в Иерусалим в ноябре 1977, египетско-израильского мирного договора в марте 1979, мирного плана, выдвинутого саудовским принцем Фахдом в ноябре 1981, ливано-израильского соглашения в мае 1983, иордано-палестинского соглашения в феврале 1985, первого соглашения, подписанного в Осло в сентябре 1993, иордано-израильского мирного договора в октябре 1994 и второго соглашения, подписанного в Осло в сентябре 1995. Продолжавшиеся три с половиной года, с 1993 по 1996, сирийско-израильские мирные переговоры окончились безрезультатно, хотя Израиль и предложил Асаду полностью вернуть Голанские высоты в обмен на заключение мирного договора.
После распада СССР Асад потерял ценного союзника, но продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана.

Сирия и Россия
На территории города Тартус располагается пункт материально-технического обеспечения (МТО) российского военно-морского флота. В настоящее время ведутся работы по созданию в Тартусе российской военно-морской базы [1].
В декабре 2005 состоялось подписание двух крупных российско-сирийских соглашений в газовой отрасли на общую сумму 370 миллионов долларов. Первый контракт предусматривает участие российской компании «Стройтрансгаз» в строительстве на сирийском участке (протяжённостью 324 километра) стратегического панарабского газопровода от сирийско-иорданской границы до местечка Ар-Раян под городом Хомс в 160 километрах к северу от Дамаска. Второе соглашение предусматривает строительство той же компанией газоперерабатывающего завода в районе города Пальмира. В апреле 2007 было подписано дополнительное соглашение, по которому «Стройтрансгаз» будет строить второй газоперерабатывающий завод в районе города Аль-Сабха, в сорока километрах от реки Ефрат.
В декабре 2006 президент Сирии Башар Асад посетил с рабочим визитом Россию и провёл переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. Сирии необходима поддержка России в вопросе о создании трибунала ООН по делу об убийстве ливанского премьера Рафика Харири. В ноябре 2006 ливанское правительство Фуада Синьоры поддержал создание международного трибунала по делу об убийстве Рафика Харири, после чего сразу шесть министров от шиитской оппозиции в знак протеста покинули правительство. Одновременно организация «Хезболла» развернула в Ливане массовые акции протеста, которые, как полагают в Бейруте, были инициированы Сирией.
Сам Синьора посетил Москву с просьбой о помощи в урегулировании ситуации за несколько дней до сирийско-российского саммита. Башар Асад перед началом визита в Москву заявил, что «Сирия выступает за достижение компромисса между кабинетом Синьоры и оппозицией и за стабилизацию в Ливане». Возможно, Россия поспособствует в этом. В Москве, со своей стороны, рассчитывают на сирийскую поддержку российской инициативы о проведении в Москве международной конференции по ближневосточному урегулированию.

Экономика

Структура производства Сирии. Для Сирии характерна экономика смешанного типа с высокой долей государственного сектора (ок. 50% национального дохода, 75% стоимости промышленной продукции и 70% основных средств производства). Финансы, энергетика, железнодорожный и авиационный транспорт на протяжении долгого времени целиком находились в ведении государства. Частная собственность явно преобладает в сельском хозяйстве, а также включает мелкие и средние предприятия торговли, сферу обслуживания, автотранспорт и жилищное строительство. Ежегодный прирост ВНП в середине 1990-х оценивался в 3,6%.
Сирия является крупным центром морской и сухопутной торговли. В этой связи получила развитие такая отрасль, как складское хозяйство. Построены крупные нефтехранилища на нефтеперерабатывающих заводах в Хомсе и Баниясе, в нефтеналивном терминале порта Банияс и др. Существенно увеличились площади для хранения металлов и строительных материалов, построены крупные элеваторы.

Сирия – крупнейший производитель фосфоритов, месторождение которых разрабатывается в районе Хнейфиса недалеко от Тадмора. Их запасы оценивают в 1 трлн. т при содержании фосфатов от 22 до 72%. Ежегодно добывается ок. 15 млн. т. Бoльшая часть продукции идет на экспорт, остальная используется внутри страны для производства удобрений. Разведаны также месторождения железной руды (Раджу, Блудан – Забдани, Эль-Кадмус), природного асфальта (близ Латакии), хрома, урана, марганца, свинца, меди, серы, асбеста, доломита, известняка, туфа, базальта. Ведется добыча поваренной соли (месторождения Тадмор, Джеруд, Эль-Джаббуль), серы. На территории Сирии находится и эксплуатируется множество горячих минеральных источников.

ОБЩЕСТВО
Социальная структура населения. Бльшинство жителей страны составляют промышленные и сельскохозяйственные рабочие и члены их семей. Немногим менее половины всего населения – селяне, причем лишь очень скромный процент приходится на кочевых и полукочевых скотоводов. Преобладают живущие в деревнях крестьяне, круглый год занятые агропроизводством. Они трудятся на собственной или арендованной земле, или на обеих сразу, но очень многие вынуждены довольствоваться сельскохозяйственной работой по найму. Правительство предприняло меры по повышению уровня жизни в сельской местности: были построены дороги и школы, осуществлена обширная программа электрификации.
Образ жизни. Пищевой рацион сельских жителей состоит в основном из хлеба, риса, бобов, кисломолочных продуктов, сыра, маслин и лука. К ним добавляются овощи (тыква, горох) и фрукты (арбуз, инжир, финики и виноград), а по праздникам мясо. Улучшенная диета, включающая мясные блюда, свойственна тем землевладельцам, которые имеют относительно высокие доходы, а также квалифицированным специалистам и торговцам в городах.
Бедуины передвигаются традиционными ежегодными маршрутами в пределах своих племенных территорий, свободно пересекая государственные границы. Полукочевники, занимающиеся разведением овец и коз, перегоняют свои стада в зимнее время, но летом переходят на оседлый образ жизни, обращаясь к земледелию. Обе эти группы живут в сделанных из войлока шатрах, а в их пищевом рационе присутствует гораздо больше молока и мяса, чем у крестьян.
Браки часто заключаются без предварительного знакомства будущей супружеской четы. Жених может ухаживать за невестой лишь после помолвки и всегда только в присутствии группы друзей или родственников. В мусульманской среде за невесту дается выкуп. У христиан считается, что жених должен обеспечить комнату для невесты (или, если позволяют средства, отдельное жилище). Семья невесты, будь-то мусульманская или христианская, обязана собрать приданое, куда включается одежда, драгоценности и домашние принадлежности.
Большинство мужчин имеет одну жену, хотя ислам разрешает иметь их до четырех. Мусульманские законы позволяют супругу с легкостью развестись, но в настоящее время эта процедура оформляется через гражданский суд. Для христиан развод затруднен, а многоженство не допускается.
Положение женщин. За исключением горожан среднего сословия, у которых каждая малая семья располагает собственным жилищем, новобрачная переезжает в семью мужа, где царит авторитет родителей. Каждодневная женская жизнь вращается вокруг домашнего очага; ее разнообразят встречи с родственниками, в деревне посещения, колодца или тока для молотьбы зерна, а в городе походы в магазины. Одеваются женщины скромно и почти всегда выходят на улицу компанией из двух-трех человек. В свое время использование лицевого покрывала было общепризнанной практикой, но ныне она не распространена. Многие горожанки предпочли носить хиджаб – шарф, покрывающий волосы, как символ принадлежности к исламу.
Женщина должна сохранять целомудренность до свадьбы и верность мужу. Бедуинки обычно выходят замуж очень рано, до 14 лет, сельские жительницы и девушки из рабочих семей – в возрасте 14–18 лет, а представительницы средних и высших классов, независимо от вероисповедания, – после 18 лет. Сравнительно с мужчинами женщины в целом имеют в обществе более низкий статус, который постепенно стал повышаться благодаря все более активному их участию в жизни страны и изменению законодательства. Девушкам разрешено вступать в брак с 15 лет, а женщины получили право подавать на развод и, если его необоснованно требуют мужья, рассчитывать на компенсацию. В случае, когда мужчина желает иметь более одной жены, судья должен удостовериться, что супруг способен в равной степени предоставить своим женам достойное содержание.
Праздники. Мусульмане совершают по пятницам обеденные молитвы и слушают проповеди в мечетях. Во время религиозных служб магазины закрываются, государственные учреждения не работают. По пятницам сирийцы ходят на рынок и проводят общественные мероприятия. У христиан выходным днем остается воскресенье. Важнейшими мусульманскими праздниками считаются рамадан и хаджж. Во время рамадана, который приходится на девятый месяц мусульманского лунного календаря, следует воздерживаться от приема пищи в светлое время суток. В конце месяца отмечается праздник разговения – ид аль-фитр (ураза-байрам), во время которого принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Хаджж (паломничество в Мекку), который мусульманам предписывается совершить хотя бы раз в жизни, приходится на двенадцатый месяц лунного календаря. По возвращении паломники отмечают праздник жертвоприношения – ид аль-адха (курбан-байрам), сопровождающийся пиршествами, весельем и ритуальным закланием овец.
Из светских общенациональных праздников в Сирии отмечаются: День независимости (8 марта), День создания Лиги арабских государств (22 марта), День мучеников (6 апреля) – в память о 21 руководителе борьбы арабов за независимость, которые были повешены османским губернатором Камаль-пашой, День эвакуации (17 апреля) – в ознаменование окончательного вывода французских войск, День траура (29 ноября) – в память передачи Францией Турции района Хатай с центром в городе Александретта (современный Искендерун).