Страны

Туры в рим

       
Магазины Рима
Развлечения в Риме
Если Вы хотите взять автомобиль в аренду
Ночные клубы Рима
Интересные места Рима
Музеи в Риме и провинции
Достопримечательности Рима
Собор Святого Петра
Ватиканские дворцы
Ватиканские музеи

Все дороги ведут в Рим

Наша туристическая фирма предлагает туры в Италию и рекомендует выбрать его столицу. Рим – один из самых крупных городов страны – является ее центром с уникальной историей, истоки которой уходят в далекое прошлое. Тур в сердце Италии - историческое путешествие.

Окрестности города расположились на нескольких холмах. С восходом солнца его лучами озаряются величественные купола и бесчисленные колокольни. Они гордо возвышаются над скромными черепичными крышами. Архитектура Рима поражает своей уникальностью и своеобразием. Великие мастера, такие как Микеланджело, своим талантом создали настоящие произведения искусства. Собор святого Петра со своим великолепным куполом огромных размеров возвышается над городом. Туристичекая поедка по Риму - это эстетическое наслаждение в наше время.

Тур в Рим – знакомство с историей искусств

Богатое историческое наследие Италии, многочисленные памятники архитектуры и музеи всегда привлекают к себе туристов. Особенно популярны экскурсионные туры в Рим. В Риме такое огромное количество достопримечательностей и интересных мест, что даже в рамках одного тура невозможно все осмотреть. Любители выставок и музеев смогут посетить музей Капитолия, что недалеко от центра города. Это один из первых общественных музеев, созданный еще в пятнадцатом веке. На Капитолийской площади разместились два строения, включающие несколько залов, где находятся уникальные образцы классической скульптуры и живописи, собранные за всю историю его существования. «Умирающий галл», «Венера капитолийская», «Дискобол» - знакомство с ними предлагают экскурсионные туры. Святой Марк Аврелий занял свое место в одном из залов в палаццо Нуово. Туры предоставят вам возможность увидеть уникальное древнее произведение талантливых рук Антониа Поллайло, на котором изображены близнецы Ромул и Рем, сосущие волчицу. Картинная галерея, занявшая второй этаж, предлагает участникам тура осмотреть коллекцию живописи. Здесь хранятся шедевры Тициана, Рубенса, Караваджо и Веронезе. Каждый счастливый обладатель путевки на римский тур за незначительную цену получает возможность увидеть воочию картины «Мадонна с младенцем» и «Преломление хлеба на Тайной вечере»!

Если для вас шопинг является неотъемлемой составляющей отдыха, то вашему вниманию предлагаются туры в Римини. А участников тура в Риме ждет Зоологический музей. Здесь находится 5 миллионов экземпляров животного мира. Большая часть коллекции была собрана папской гимназией и университетами.

Достопримечательности Рима

Одно из интереснейших мест города – катакомбы, осмотреть которые позволят организуемые туры. Подземная часть города отводилась под мавзолеи и гробницы. В течение четырех веков христиане погребали своих умерших в катакомбах. Во времена гонений на христиан много мучеников нашли свой последний приют в подземных кладбищах. В местах массовых захоронений были воздвигнуты монастыри и часовни. В заказ тура в Рим входит предложение туристам еще одного исторического места – катакомб Домициллы. Они представляют собой огромный лабиринт, с тянущимися на 17 км коридорами. Знакомство с древними росписями на стенах и христианскими изображениями предполагают туры по интересным местам. Самое первое изображение Христа разместилось в одном из лабиринтов, а также лик святого Ахиллея украшает старинные стены. Тур в Рим по историческим местам – незабываемые впечатления на протяжении серых будней в течение долгого времени.

Информация о городе

Столица Италии — город Рим (около 3 млн. жителей) — один из важнейших городов Европы, некогда политический и культурный центр могущественнейшей Римской империи, В эпоху Возрождения над украшением Рима работали лучшие итальянские мастера: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини, Рим по праву пользуется славой одного из красивейших городов мира.

Прогулку по Риму следует начинать с осмотра так называемого «античного Рима».

Форум - главный археологический район города, расположенный в низине, окруженной тремя холмами — Палатином, Капитолием и Эскви лином. Первоначально Форум играл скромную роль городской рыночной площади, но со временем он превратился в центр всей торговой, политической и общественной жизни Рима. В нем были построены беломраморные храмы с колоннами и арками, здания государственных и обществен ных учреждений и т. д. Ныне — это своеобразный музей под открытым небом. Многие памятники оказались скрыты, но и то, что мы видим сегодня, свидетельствует о могуществе и о высоком уровне развития римской цивилизации. По территории древнего кладбища через Форум — от Палатина до Капитолия — пролегает так называемая священная дорога. По ней проходили триумфальные шествия полководцев и императоров, приносивших жертвенные дары в храм Юпитера на Капитолии.

Одним из самых интересных памятников Рима является Арка Гептимия Севера (203 год н. э.). На украшающих ее рельефах отображены картины борьбы с племенами парфов, с которыми Рим сражался во времена правления Септимия Севера.

Рядом находится собор Юлия — просторное двухэтажное здание, относящееся к периоду царствования Юлия Цезаря (55 год до н. э.). Это было место для собраний трибунала.

Недалеко расположен храм Кастора и Поллукса, построенный в 484 г. до н. э. в ознаменование победы римлян над сторонниками династии Тарквиниев.

Храм Бесты — богини домашнего очага и покровительницы вначале города, а затем и всего государства был местом особого преклонения, здесь горел вечный огонь — символ могущества Рима. За очагом ухаживали весталки, которых избирали из наиболее знатных римских семейств в возрасте 7–10 лет. Если за время своей службы (до 30 лет) они нарушали обет целомудрия, их погребали заживо.

Храм Антонио и Фаустины монументальное здание, построенное императором Антонио Пио (86–161 гг.) в честь его жены Фаустины, является одной из наиболее сохранившихся построек. В XI веке здание было превращено в церковь Св. Лаврентия.

Арка Тита (81 год н. э.) была воздвигнута в честь победы императора Тита в Иудейской войне. Её пилястры украшены очень красивыми рельефами. И хотя размеры арки невелики (её высота достигает 15 м), пропорции ее столь совершенны, что она производит впечатление монументального здания.

Палатин — самая старая населенная часть Рима, расположенная на холме. Согласно преданиям, в 753 году до н. э. на этом месте Ромул основал город. Впоследствии холм перешел во владение знатных семей, а во время правления Августа стал резиденцией императора. Здесь находятся руины дворца Флавиев — самого роскошного из всех палатинских дворцов, руины стадиона Домициана и дома Лидии, жены Августа. На стенах этого здания сохранились фрески в помпейском стиле.

На улице Фори Империали, ведущей к Колизею, самым большим ансамблем древней архитектуры является Форум Траяна. В его центре возвышается Колонна Траяна (II век), сохранившаяся почти целиком. Она поставлена на высокий цоколь и сложена из мраморных барабанов, на которых спирально высечены барельефы, изображающие Дакийскую войну (101 -106 гг. н. э.) и победу императора Траяна. В состав Форума также входят полукруглые здания, где раньше размещался рынок (Меркати ди Траяно). Этот громадный торговый комплекс, по преданию, был спроектирован императорским архитектором Аполлодором из Дамаска. К Форуму Траяна примыкает Форум Августа с храмом бога войны Марса, который должен был отомстить убийцам Юлия Цезаря.

Пантеон — одно из чудес строительного искусства древности. В лабиринте переулков в центре Рима его можно найти с трудом. В своем нынешнем виде Пантеон представляет собой переделанный во II веке н. э. ранее существовавший храм. Здание прекрасно сохранилось, дневной свет проникает в него через большое круглое отверстие в куполе. В средние века этот древний языческий храм был превращен в христианскую церковь. Здесь погребены великий художник Рафаэль и итальянские короли Виктор Эммануил II и Умберто I. Портик Пантеона поддерживается 16 монолитными колоннами из порфира и серого гранита высотой 12,5 м и 4,5 м в окружности.

 

Термы (бани) Каракаллы — это поражающее своими размерами сооружение, построенное в 212–216 гг. н. э. Все здания терм были отделаны мрамором, украшены мозаикой и произведениями искусства (те немногие из них, которые сохранились до наших дней, в оснонном, находятся сегодня в музеях). Термы Каракаллы занимали площадь в 12 га. Грандиозное здание бань имело теплое и холодное отделения, где могли одновременно мыться и купаться более полутора тысяч человек. Кроме того, в термы входили залы для отдыха, библиотеки, стадион, спортивные площадки и украшенный превосходными статуями парк. В настоящее время летом величественные руины терм используют и качестве естественных декораций для оперных спектаклей и балетов.

В самом центре Рима, недалеко от Капитолия, находится театр Марчелла. Его строительство было начато во времена Юлия Цезаря, а закончено Октавианом, назвавшим его в честь своего племянника. Театр вмещал 1 4 000 зрителей, места для которых располагались на мощных арочных конструкциях, часть из них сохранилась и до нашего времени.

 

Площади Рима

 

Прекрасные площади Рима являются подлинными произведениями архитектурного искусства. Их осмотр мы рекомендуем начать с площади Капитолия, расположенной на одном из семи холмов, на которых раскинулся древний Рим. Стоящий на холме Капитолийский дворец, где уже на протяжении долгого времени находится римский муниципалитет, был построен на античном фундаменте. В 1536 году Микеланджело начал работу над созданием парадного ансамбля Капитолийской площади. Для него это место всегда оставалось сердцем античного мира. По краям ведущей на холм широкой ступенчатой лестницы были поставлены античные белокаменные статуи богов-близнецов Кастора и Поллукса, а в центре площади на невысоком пьедестале — роскошная бронзовая конная статуя императора-философа II века Марка Аврелия Площадь окружена тремя зданиями: на заднем плане — Дворцом Сенаторов, слева — зданием Капитолийского музея, а справа — Дворцом Консерваторов. Площадь вымощена кирпичом и уложенным в красивый звездообразный круговой узор травертином (видом мрамора, который добывают в окрестностях Рима).

 

Великолепный ансамбль площади Навона был создан в XVII веке. В античные времена здесь находился цирк, вмещавший до 3 0 000 зрителей. Именно поэтому площадь Навона сохранила свою продолговатую форму древнего цирка. Ее архитектурным центром является купольная церковь Св. Агнессы на Арене с двумя колокольнями, выполненными архитекторами К. Райнальди и Ф. Борромини. Перед церковью расположен фонтан Четырех Рек — сложная скульптурная композиция Лоренцо Бернини, в центре которой находится древний обелиск (I в.), сделанный аналогично египетскому. По краям площади расположены многофигурные мраморные фонтаны. В XVII-XVIII вв. каждое лето площадь наполняли водой так, чтобы она превратилась в неглубокое озеро, по которому можно было кататься на лодках.

 

Площадь Испании — самая знаменитая площадь Рима. Она окружена барочными зданиями XVII-XVI1I вв., а в ее центре находится красивый фонтан «Лодка» (Фонтана делла Баркачча) — творение Пьетро Бернини, отца знаменитого Лоренцо Бернини. От фонтана наверх к церкви Санта Тринита дей Монти поднимается роскошная лестница, насчитывающая 135 ступеней (1720–1750 гг.). Весной ее украшают цветами азалий, а летом она является естественным фоном для демонстраций итальянской моды. Помните героиню фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини и ее романтическое купание в фонтане?! Да, это происходило здесь, на площади Венеции! В верхней части лестницы перед церковью в 1789 году был воздвигнут античный обелиск. Район площади Испании — один из самых поэтичных уголков Рима. Здесь на Виа Феличе (Счастливой улице) жил Гоголь (сейчас эта улица называется Виа Систина), в доме №26 был написан первый том «Мертвых душ».

 

Недалеко от площади Испании, на улице Кондотти, расположено кафе «Греко», его посещали многие известнейшие деятели культуры и искусства из разных стран мира. Например, в этом кафе бывал Гоголь (в его честь в нем имеется маленькая мемориальная доска).

 

Через Порта дель Пополо (Врата народа) можно попасть на Пьяцца дель Пополо (Площадь Народа), от неё расходятся три радиальные улицы. Это Виа дель Корсо, по которой можно дойти до Палаццо Венеция и торгового центра, Виа Рипетта, ведущая в сторону Ватикана, и Виа дель Бабуино по направлению к дворцу Квиринале. В центре площади, в точке пересечения улиц, расположен обелиск, а в треугольных пространствах у начала улиц-лучей — две купольные церкви.

 

Площадь Венеции — центр городского движения. На её фоне возвышается открытый в 1911 году большой памятник Виктору Эммануилу II, в годы правления которого произошло объединение Италии. В центре пьедестала находится могила Неизвестного Солдата (так называемый Алтарь Родины). На площади Венеции расположен также Венецианский дворец (1445 г.), построенный в стиле эпохи Возрождения. До 1564 года дворец был папской резиденцией, позднее в нём размещалось посольство Венецианской республики, теперь же в нем расположен музей и устраиваются выставки. К Венецианскому дворцу примыкает церковь Святого Марка, украшенная великолепными мозаиками IX века.

На одной из маленьких площадей в центре Рима находится известнейший во всём мире Фонтан Треви, построенный Николо Сальви в 1762 году. До этого здесь было окончание 20-ти километрового канала, подающего воду в Рим. Канал решил построить в 19 году до н. э. командующий флотом Октавиана в Актиуме Агриппа. В честь молодой девушки, указавшей римским солдатам водяной источник для канала, его назвали «Водяная дева». Впоследствии канал был отремонтирован, а папа Клемент ХIII решил украсить его окончание фонтаном, который построил Николо Сальви, выполнив его в позднебарочном стиле. Фонтан в виде триумфальной арки занимает всю ширину дворца Палаццо Поли и одновременно является его фасадом. Центральная фигура — Нептун в огромной колеснице, запряженной двумя морскими конями и двумя тритонами. Название Треви происходит от латинского слона «тревиум», что означает «перекрёсток трех дорог». Интересно отметить, что в начале XIX века в Палаццо Поли был расположен салон графини Зинаиды Волконской. Перед фонтаном находится большой бассейн, чтобы всрнуться в Рим и для исполнения желаний туристы бросают в фонтан монетки. В 60-е годы прошлого столетия этот бассейн, был фоном для знаменитой сцены фильма Федерико Феллини «Сладкая жизнь».

Фонтаны придают Риму особую прелесть. Их очень много, и все они по-своему красивы. Гуляя по улицам и площадям Рима, постоянно сталкиваешься с этими удивительными творениями архитектуры.

 

 

Церкви и соборы Рима

 

Именно благодаря им Рим приобрел наибольшую известность.

Несмотря на свое название («маджоре» — большой), храм Санта-Мария Маджоре — самый маленький из всех четырех главных соборов Рима. Строительство церкви было начато в 432 году при папе Сиксте III, который хотел почтить Деву Марию как Матерь Божью. Фасад в стиле барокко был построен в 1743–1750 гг., тройные лоджии, украшенные мозаикой, относятся к 1300 году. Между двумя куполами возвышается древняя и самая высокая из романских колоколен в Риме (75 м), построенная в 1371 году. Среди пяти дверей находится «Святая дверь». Длина собора — 86 м, двумя рядами увенчанных ионическими капителями колонн он разделен на три нефа. В церкви сохранилась красивейшая мозаика, являющаяся ценнейшим образцом раннехристианского искусства (X в.). Одна мозаика под окнами главного нефа воспроизводит эпизоды Ветхого Завета, а другая — рождение и детство Иисуса Христа. Главным украшением собора стала мозаика XIII века в апсиде. На ней изображена Матерь Божья, которую Христос венчает короной славы. Вокруг них — сонмы ангелов и святых.

 

Замок Святого Ангела — Кастель Сант'Анджело — один из великолепнейших образцов римской архитектуры. Крытый переход (XIII век) соединяет крепость с Ватиканом. Они должны были служить папам в случае грозящей им опасности. Здание, построенное в 135 году как мавзолей императора Адриана, было превращено в папскую крепость, а затем — и тюрьму. Нa вершине замка установлена большая статуя Ангела. Согласно преданию, в конце VI века во время торжественной процессии жители города, моля отвести чуму, увидели, как над замком явился ангел и вложил свой меч в ножны. Эпидемия чумы прекратилась, а папа Григорий Великий в честь ангела, возвестившего конец чумы, на вершине мавзолея возвел часовню. В память об этом событии замку было дано нынешнее название. В XV веке по указу папы Николая V к замку был добавлен кирпичный ярус, а к окружавшим стенам — угловые башни. При Александре VI (1492–1503 гг.) были также добавлены восьмиугольные бастионы. В 1527 году, во время разграбления Рима войсками Чарльза V, папа Клемент VII нашел там убежище и оборудовал апартаменты, которые впоследствии были украшены Павлом III. Апартаменты пап расположены отдельно, в верхней части крепости. Между крепостью и Ватиканом был построен крытый переход. Длинная лестница в форме спирали, окружающая здание, ведет к верхней террасе, с которой открывается великолепный вид на город. Замок Св. Ангела соединен с левым берегом Тибра мостом Св. Ангела, построенным на месте римского моста еще Адрианом в 136 году н. э., от которого, к сожалению, сохранились только три центральных арки. Много веков спустя мост был украшен статуями ангелов работы Бернини и учеников его школы, а также статуями Св. Петра и Павла.

 

 

Музеи Рима

Однако действительно настоящей гордостью Рима являются его музеи. Наиболее известные среди них — ватиканские музеи. Их возникновение относится к эпохе Возрождения, когда папы Юлий II, Лев X и Климент VII собрали во внутреннем дворе, так называемом «Бельведере», множество классических скульптур. Современный же свой вид музей приобрел благодаря папе Пию XI, который выделил его из Ватиканского дворца. По его распоряжению также были построены новый вход в Музей и новая картинная галерея («Пинакотека»). Сегодня в ватиканские музеи входят музей Пия Климента, Этрусский, Египетские музеи, музей Кьярамонти, Палаты Рафаэля, Сикстинская капелла. Палаты Борджа, Древнехристианский музей, Ватиканские библиотека и пинакотека. В последней собрана уникальная коллекция произведений знаменитых художников от древнейших времен до нашего времени: Симоне Мартини, Фра Анджелико. Перуджино, Мурильо, Леонардо да Винчи, Караваджо, Тициана, Рубенса и многих других. Большой интерес представляют коллекции древнегреческой и римской скульптуры, галереи подсвечников, гобеленов и географических карт. Однако действительной «жемчужиной» музеев являются Палаты Рафаэля и Сикстинская капелла. Первые почти полностью расписаны великим Рафаэлем по поручению папы Юлия II, рядом с ними находится капелла Николая V с великолепными фресками Фра Анджелико.

 

Сикстинская капелла — это часовня, построенная при папе Сиксте IV, чьим именем она и названа. Здесь происходят торжественные богослужения, а также приемы — конклавы, на которых совершаются выборы пап. Сикстинская капелла — жемчужина ватиканских музеев, шедевр мирового значения. Все ее стены и потолок покрыты росписями. Первые произведения на боковых стенах написаны известнейшими художниками Тосканской и Умбрийской школы XIV века: Пинтуриккьо, Боттичелли. Синьорелли, Росселли (1481–1483 гг.). Фрески на сводах являются шедевром Микеланджело. В 1508 году папа Юлий II поручил 33-летнему Микеланджело покрыть фресками огромное пространство свода (540 кв. м). Художник работал без отдыха четыре года, подвешенный под высоким потолком, чаще всего в неудобном положении — лежа. В его творении гармонично переплетаются архитектурные и живописные элементы. В центральной части потолка изображена вся история человечества — от сотворения мира до потопа. Микеланджело начал свою работу не с первой картины, а с девятой. Стены со сценами «Бытия» — первой книги Библии — обрамлены монументальными изображениями предшественников Христа. 25 лет спустя Микеланджело снова работал в Сикстинской капелле (1534–1541 гг.), где на стене площадью 230 кв. м изобразил завершение истории человечества — «Страшный Суд». Среди персонажей — св. Варфоломей с кожей, на которой художник поместил свой портрет. Поражает великолепная гармония композиции.

Самая известная коллекция классической скульптуры находится в капитолийских музеях. Среди экспонатов — конная статуя Марка Аврелия работы Микеланджело, «Умирающий Галл», «Любовь и Психея», «Кентавры» с виллы Адриана, знаменитая «Венера Капитолийская», «Раненая Амазонка», а также сотни бюстов древних философов, писателей, императоров. Рядом, во дворце Консерваторов, расположен музей античного искусства. Среди экспонатов такие всемирно известные произведения искусства, как Капитолийская волчица (VI-V вв. до н. э.) — символ Рима. «Спинарио», или скульптура «Мальчик, извлекающий занозу», и бюст Юния Брута, голова которого датируется III веком до н. э., а грудная часть выполнена в эпоху Возрождения. В собрании картинной галереи (второй этаж) представлены элементы античных росписей и живопись мастеров эпохи Возрождения и барокко.

В здании терм Диоклециана (III-IV вв.) расположен Национальный Римский музей. В нем находится знаменитая коллекция древнего искусства «Людовизи».

Тем, кто интересуется культурой этрусского народа, советуем посетить музеи виллы Джулии, принадлежавшей папе Юлию III.

В национальном музее Св. Ангела расположена богатейшая коллекция оружия всех эпох — начиная с доисторической и до XVII века.

В музее Дворца Венеции хранится коллекция картин XIII-XVIII вв., а также скульптура, керамика, фарфор, изделия из серебра, стекла, гобелены, эмали.

Очень интересен музей и галерея виллы Боргезе. Этот небольшой дворец был построен в 1613 году. Основу коллекции составляют скульптуры и картины из дворца Боргезе. Часть коллекции между 1801 и 1809 гг. была продана принцем Камилло, мужем Паолины Бонапарт, и сейчас находится в Лувре. На первом этаже представлены великолепные скульптуры Бернини — «Давид», «Аполлон и Дафна» и другие, а также скульптура Кановы «Паолина Бонапарт в образе Венеры». На втором этаже — полотна мастеров Возрождения: Рафаэля, Пинтуриккьо, Боттичелли. Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто, европейских мастеров Лукаса Кранаха и Дюрера. Живопись барокко представлена полотнами Доминичино («Диана охотница»), Караваджо («Мадонна Палафреньери»), Корреджо («Даная»), Джованни Беллини («Возвышенная и земная любовь»), Веронезе, Тициана, Андреа Саччи, Якопо Бассано, Рубенса, Ван Дейка, Антонелло да Мессина.

Галерея Дория Памфили. В парадных залах и покоях виллы выставлены полотна, скульптура, гобелены, а также работы Фнлиипо Липпи. Лоренцо Лотто.

В Национальной галерее современного искусства собрана богатая коллекция итальянского и зарубежного искусства ХIХ-ХХвв.

Наилучший вид центра Рима — с террасы па Яникулийском холме. Здесь, у подножия памятника основателю объединенной Италии великому Джузеппе Гарибальди, открывается изумительный по своей красоте вид города. В сумерки Рим предстает путешественнику купающимся в золотом свете, в солнечный полдень вас поразит зеленая масса парков, силуэты зонтиков пиний, затемняющих развалины и многочисленные купола и прекрасные башни, поднимающиеся над яркими черепичными островерхими крышами. Рим — это город церквей и соборов, их более трехсот. Часто они стоят бок о бок. Иногда невозможно отойти подальше, чтобы полюбоваться их фасадами, но богатство убранства компенсирует этот недостаток. Со смотровой площадки они предстают в своем полном великолепии, изумляют тишиной и светом, выдумкой и смелостью окончательного оформления. Именно в этом месте Рима вас буквально очаровывает вид простирающегося перед вами Вечного города. Он завораживает и пронизывает вас тем самым «чувством Рима», о котором так много писалось и будет написано. Здесь понимаешь, что перед тобой простирается вечность.

 

 

РИМ СЕГОДНЯ

Старое в Риме тесно переплетается с новым. Вокруг древних развалин, пышных «палаццо» и церквей кипит жизнь современного большого города. В центре Рима находятся оживленные улицы: узкая и длинная Виз дель Корсо, Виа дель Тритоне и Виа Национале. Они сверкают витринами дорогих магазинов, вывесками кинотеатров, широким потоком по ним несутся автомобили. Уличные кафе на Пьяцца Колонна и Виа Витторио Венето заполнены разноязычной толпой туристов. К проводившимся в Риме XVII Олимпийским играм был реконструирован вокзал Термини, а на правом берегу Тибра построен огромный стадион. Метрополитен в Риме состоит из двух линий. Старую часть города опоясывают зеленым кольцом новые, фешенебельные кварталы, например, квартал Париоли, где предпочитают жить зажиточные римляне и иностранные дипломаты. Дома и виллы здесь утопают в зелени, улицы тихи и малолюдны.

Начиная с сороковых годов прошлого столетия территория Рима постепенно расширялась в трех направлениях: на западе — к монте (гора) Марио, на востоке — к монте Сакро, на юге — к району ЭУР. Название последнего района происходит от сокращения «Эспозиционе Универсале ди Рома» («Всемирная Римская выставка»), открытие которой было намечено на 1942 год, но из-за войны не состоялось. ЭУР был спроектирован в 1935 году, а завершен — только в 1960 году, к открытию Римской Олимпиады. Это также очень престижный район, где расположены различные учреждения и музеи. К самым интересным постройкам можно отнести Палаццо делла Чивильта. Палаццо деи Конгресси и Палаццо делло Спорт с куполом, выполненным по проекту архитектора Нерви. В ЭУРе также находятся окруженное парком искусственное озеро и крытый велодром. На центральной аллее стоит большой памятник изобретателю радио Гульельмо Маркони. Здесь же расположен и римский Луна-парк.

Наиболее живописный район Рима носит название «Трастевере» (так называемое «Затибрье», по аналогии — своего рода римское «Замоскворечье»). На его старинных улицах и маленьких площадях находится множество ресторанчиков и пиццерий, где певцы выступают с итальянскими народными песнями. Помимо национальных и религиозных праздников существуют также римские праздники, происхождение которых теряется в глубине веков. Самый веселый из них — августовский праздник в Трастевере «Ноиантри». В это время практически весь Рим устремляется в украшенные цветными фонариками закусочные и винные лавки, расположенные в этом квартале. На небольших площадях устраивают импровизированные конкурсы певцов и конкурсы красоты. Играют любительские оркестры, с шумом разгораются фейерверки, разрываются хлопушки. В дни праздников искренне и непосредственно вырывается наружу природная жизнерадостность римлян. Вдоль бульвара Трастевере много лавок с сувенирами, сладостями, фруктами и прочими товарами.

 

 

Ватикан

 

Река Тибр делит город на две неравные части, на правом берегу находится «государство в государстве» Ватикан, занимающий всего 44 га. Говоря о Риме, нельзя не сказать и несколько слов о расположенном в нем Ватикане: это самое маленькое государство в мире, образованное в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями (до 1870 г. — центр Папской области). Оно находится в пределах Италии, в Риме, на холме Монте-Ватикано. Его население (служащие, имеющие Ватикан ские паспорта) составляет около тысячи человек. Вооруженные силы (за исключением швейцарской гвардии) по распоряжению папы Павла VI в 1970 году были распущены. Так называемая швейцарская гвардия — это три сотни наемных солдат, одетых в средневековые полосатые красно — желто — синие костюмы; их экипировка с XVI века остается неизменной (согласно легенде, эта форма была создана по рисункам Микеланджело).

По своему государственному устройству Ватикан — это теократическая монархия, во главе которой стоит абсолютный монарх — Папа Римский (в настоящее время папой является Карол Войтыла, принявший в понтификате имя Иоанна Павла II). Ватикан обладает всеми атрибутами государственного устройства: имеет свой флаг и гимн, выпускает свои почтовые марки и чеканит собственную монету (ватиканская лира), которая свободно обращается по всей Италии, издаёт свою галету «Оссерваторс Романо», имеет мощную радиостанцию и телевидение, сайт в Интернете, свои учебные заведения. Он поддерживает дипломатические и официальные отношения с более, чем 180 странами мира, в том числе (с 1991 года) и с Россией. Это — центр Всемирной католической церкви, общины, приходы и ордена которой охватывают практически весь мир. В связи с этим по уровню информированности Ватикан можно поставить на одну ступень с круп нейшими международными организациями и даже с ООН. Ватикан и Папа Римский имеют возможность оказывать влияние на многие события международной жизни. Практически ежедневно Папа Римский встречается с государственными деятелями из разных стран, активно сотрудничает с ними в деле достижения мира и стабильности на планете, что является основой основ для духовного проникновения и деятельности католиков на земле. С другой стороны, Ватикан можно рассматривать как самую древнюю фирму на планете“.

Ватикан обладает несметными богатствами не только в Италии, но и во многих других странах. Богатства, являющиеся святая святых ватиканского государства, находятся „под семью замками“, а банк Ватикана — „Институт религиозных дел“ — общепризнанно считается лучше любого швейцарского.

Главные религиозные праздники совершают в Святую пятницу (ночной крестный ход по улицам, расположенным между Колизеем и Палатинским холмом), на Пасху (благословение папы „urbi ei orbi“ — „Городу и Миру“ в полдень па площади Св. Петра), 29 июня (торжественное богослужение в честь св. Петра и Павла) и на Рождество (торжественная месса и благословение Папы). Площадь и собор Св. Петра юридически являются территорией Ватикана. Площадь св. Петра в три с половиной гектара, уступающая по размерам только Красной площади в Москве, Дворцовой в Санкт-Петербурге и Сенатской в Париже, — последнее грандиозное сооружение папского Рима. Огромная, охваченная двумя колоннадами овальной формы площадь яаляется творением великого Бернини. Каждый полукруг колонн состоит из четырёх рядов травертиновых колонн (284 колонны). Карниз колоннады украшают 140 статуй святых работы скульпторов школы Бернини. На площади установлены два фонтана, между которыми стоит египетский обелиск из порфирового монолита высотой 25,65 м. На его вершине как символ торжества христианства над язычеством находится крест. Площадь замыкает величественный фасад собора (длина — 114 м, высота — 45 м). С балкона над средним входом Папа Римский в день восшествия на престол произносит торжественную речь и дает благословение «Городу и Миру». Справа видна крыша Сикстинской капеллы. Следующая часть строений — это Апостольский дворец (второе окно справа на верхнем этаже — окно рабочего кабине-та Папы, из которого каждое воскресенье он благословляет собирающихся на площади верующих-католиков).

У собора Св. Петра очень древняя история. Именно на этом месте в 64 году н. э. вниз головой был распят и принял мученическую смерть апостол Петр. Его тело было погребено среди языческих могил у подножия Ватиканского холма. По распоряжению императора Константина в течение 324–329 гг. на холме был построен собор И только более чем через тысячу лет. в 1506 году, было принято решение перестроить собор. Папа Юлий II решил возвести такой собор, который бы превосходил в своем великолепии соборы Максенция и Пантеон (древние языческие храмы). На новое строительство храма по проекту великого Браманте ушло более 120 лет. В разное время к его созданию привлекались знаменитые мастера, среди них был и Микеланджело.

Под портиком основного, центрального входа находятся так называемые «бронзовые врата» (1455 г.), а над ними — красивейшая мозаика Джотто. Слева — самые поздние по своему созданию (1962 г.) врата современного архитектора Джакомо Мандзу, а на противоположной стороне — самые известные «святые врата», которые открываются один раз в 25 лет в святые для католической церкви годы. Последний раз, а именно в период наступления третьего тысячелетия в 2000–2001 гг., они были открыты для прохода паломников целый год.

Если посмотреть на собор сверху, то он представляет собой удлиненный католический крест длиной 211 м, шириной 148 м и высотой 143 м (общая площадь собора 1 5 000 кв. м). Это самый главный собор Всемирной католической церкви: одновременно в нём могут разместиться до ста тысяч человек.

Внутри собора находятся 44 алтаря, 748 колонн и 391 статуя. Благодаря исключительной гармонии, идеальной пропорциональности архитектурных линий и декоративных элементов каждого, кто попадает в собор, охватывает удивительное чувство вечности и бренности человека перед ее величием. Собор — это, действительно, одно из современных чудес света. Его центральный неф отделен от остальных восемью рядами пилястров. В нишах находятся фигуры святых. В самом соборе насчитывается сорок капелл (как бы отдельных церквей) с алтарями. В первой направо от входа капелле — знаменитое творение Микеланджело «Пьета» (1499 г.), выполненное из цельного блока каррарского мрамора. Самая замечательная из всех капелл — это позолоченная капелла Святых Даров, в которой находится полотно работы Пьетро да Кортона.

Надписи на полу в центральном нефе указывают длину самых больших католических соборов мира: за собором Св. Петра (186 м) следует храм Св. Павла в Лондоне (158 м) и миланский собор (157 м). У последнего пилястра с правой стороны установлена бронзовая статуя св. Петра, выполненная Арнольдо да Камбио (XIII в.). Над папским алтарём, так называемой «Конфессией», возносится удивительный по красоте «Балдахин» работы Джованни Лоренцо Бернини, выполненный из позолоченного дерева в стиле барокко. Под ним — мощи св. Петра. Над Конфессией на высоте 132,5 м находится изумительный по красоте купол собора, спроектированный великим Микеланджело по образцу купола Брунеллески во Флоренции (при жизни Микеланджело был создан только барабан купола, который был завершен 24 годами позже Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана). Истинным украшением купола является мозаика с изображением Господа Бога, а также хоров Ангелов и Иисуса Христа с 12 апостолами. В глубине апсиды виден шедевр Бернини — бронзовый позолоченный престол Св. Петра, выполненный в стиле барокко (1665 г.), справа расположена гробница папы Урбана VIII, также работы Бернини. С левой стороны — алтарь св. Пия X, под которым находится его гробница. На стене — бронзовый барельеф с изображением трёх эпизодов из жизни папы Иоанна XXIII работы Эмилио Греко (1963 г.). Рядом с гробницей Марии Клементины Собеской — лестница, ведущая к куполу. У левого пилястра возле Конфессии — спуск в подземелье собора, где расположены часовни и коридоры уровня предыдущей постройки. На стенах — фрагменты мозаик и мраморных барельефов старого собора. Под алтарем Конфессии, за оградой из кованого железа, находится Клементинская часовня, а за мраморной плитой на возвышении — престол из зелёного малахита, под ним покоятся останки св. Петра. Чуть поодаль расположена гробница папы Иоанна XXIII — «доброго папы», она всегда украшена цветами, которые постоянно приносят верующие. Лифт в левом нефе собора идет до террасы, оттуда можно подняться по лестнице в 300 ступеней на балкон, с которого открывается прекрасный вид города. На территории Ватикана находятся Ватиканские музеи.

 

Немного Истории:

По традиции считается, что Рим был основан 21 апреля 753 года до н. э. Существует немало легенд о происхождении Рима, увековеченных римскими историками и поэтами, например, Ливием в его «Римской истории» и Вергилием в «Энеиде». Как говорит предание, Эней (сын богини Венеры) бежал из павшей Трои и пристал к берегу Апеннинского полуострова в устье Тибра. В дальнейшем он основал город Лавиний, а его сын Асканий (или Юл) — другой город — Альба-Лонга. Здесь весталка Рея Сильвия родила двух мальчиков — Ромула и Рема, объявив их детьми бога Марса, Младенцев выбросили в Тибр. Но близнецы уцелели , и их выкормила волчица на Палатинском холме. Позднее Ромул сам пропахал борозду вокруг священной земли, на которой он собирался построить город. В насмешку над братом Рем перепрыгнул через черту, и Ромул убил его за посягательство на землю его города. Однако это всего лишь легенда.

Как свидетельствуют раскопки, и Палатинский, и остальные холмы были уже заселены крестьянами и пастухами. После смерти Ромула власть перешла в руки других королей, а в 509 г, до н. э. в Риме возникла республиканская форма правления. Верховную власть в ней представляли два консула и сенат, в состав которого входила городская аристократия (патриции). Впоследствии политические права в лице так называемых трибунов получили также и плебеи (бедное городское население) Около 270 года до н. э. уже весь итальянский полуостров был под властью Рима. Его граждане постепенно образовали собственную цивилизацию, во многом сходную с греческой.

После победоносного окончания трех войн с Карфагеном (264–164 гг. до н, э.) Рим овладел всем бассейном Средиземного моря. В первом веке до н. э. борьба за власть привела к раздроблению римского общества. Диктаторы Силла, Марий, Юлий Цезарь стремились установить единоличную власть. Со смертью последнего (44 г до н. э.) республиканская форма правления была завершена. В дальнейшем, при правлении его племянника Октавиана, принявшего впоследствии титул императора Августа, была создана огромная империя, в которую входили все страны Средиземноморья. В этот период было развернуто широкое строительство, территория Рима была расширена. В эту эпоху на окраине Римской империи родился Иисус Христос.

В первые два столетия после правления Октавиана наблюдался расцвет Рима, развивались литература и искусство. Третье столетие нашей эры также было временем его грандиозного расцвета, а период царствования Траяна стал апогеем территориальных захватов Рима. Однако частое вторжение варваров с севера, моральная деградация римского общества изнутри, а также влияние других факторов привели к тому, что с III века политическая власть Рима начала ослабевать, могущество государства было подорвано. Впоследствии при правлении императора Константина Великого ослабевшая империя была вновь объединена. В 313 году была признана свобода исповедания христианской веры и проведены многие административные реформы.

В 330 году Константин перевел столицу государства на берега Босфора, Рим же остался центром западной части империи. В 404 году резиденцией императоров стала Равенна, и по причине нашествия варваров, и, как следствие, уменьшения численности населения города Рим постепенно начал приходить в упадок.

В Средневековье Рим стал приобретать новое значение как центр христианства, ставшего государственной религией. Церковь стала важнейшим городским институтом, и папы много раз были вынуждены защищать город от нашествия варваров. Так постепенно формировалось церковное государство во главе с папой. В 800 году Карл Великий, приняв императорский венец из рук папы Льва Третьего, стал императором Западной Римской империи. Таким образом, между папой и императором произошло разделение духовной и светской власти. Однако вскоре начался длительный период борьбы за власть между папами и римскими императорами немецкого происхождения. По окончании мрачного периода, так называемого «Авиньонского пленения» (1304–1377 гг.), папы вернулись в Рим, после чего было развернуто широкое строительство. В город были приглашены выдающиеся мастера, произведения которых существенно изменили его облик. Папская резиденция переместилась в Ватикан. Понтификат папы Льва X совпал с началом периода Реформации.

Завершение эпохи Возрождения в истории Рима ознаменовалось разгромом города войсками Карла V в 1527 году. Однако это не изменило его ведущей роли как столицы христианства и резиденции пап — глав церковного государства. Одержав победу в борьбе с Реформацией, церковь начала работы по облагораживанию Рима. Город стал центром духовной и культурной жизни Италии. Именно здесь возник новый архитектурный стиль — барокко, здесь работали такие известные мастера, как Караваджо, Бернини, Борромини и др.

В 1870 году Рим стал столицей объединенного итальянского государства, а в 1929 году после заключения Латеранских соглашений конфликту между Святым престолом и итальянским правительством был положен конец. Латеранские соглашения определили также и границы Ватиканского государства.

 

DISCOVERY TRAVEL
Москва, М. Белорусская, ул. 2-ая Брестская, 46,  3-й этаж
Тел./факс : 250-19-88, 254-63-51, 251-70-62, 796-53-01.